Приветствую Вас, Гость
Главная » 2015 » Декабрь » 13 » Евгений Бень: Курды. Кто они? Как могли бы взаимодействовать с Россией?
12:43
Евгений Бень: Курды. Кто они? Как могли бы взаимодействовать с Россией?

Президент Турции Тайип Эрдоган заявил, что турецкие войска были недавно размещены на военной базе на севере Ирака по просьбе президента страны Фуада Масума в 2014 году. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на телеканал Al-Jazeera. Ранее размещение на севере Ирака более сотни турецких военнослужащих спровоцировало серьезный дипломатический конфликт между странами, причем ни одна о существовании запроса не упоминала.


 

Президент Турции заявил, что премьер Ирака аль-Абади в 2014 году просил о создании в Башике тренировочного лагеря для военнослужащих. Эрдоган также подчеркнул, что большинство турецких военнослужащих, переброшенных в Ирак, это военные инструкторы.


 

При этом премьер Турции Ахмет Давутоглу, до Эрдогана объясняя размещение контингента, о соглашении с властями Ирака не упоминал. Выступая перед группой журналистов, он заявил, что турецкие военные были размещены в лагере в Башике из-за угрозы, которую ему представляли боевики «Исламского государства»  (ИГ, также ДАИШ, запрещена в РФ), находящиеся «всего в 15-20 км».


 

О том, что означают метания Эрдогана, а также, что представляют собой курды, и можем ли мы найти в их лице союзников на Ближнем Востоке, размышляет политолог и публицист Евгений Бень…


 

- Евгений Моисеевич! Что означает заявление Эрдогана? Это фэйк, информационная война или такой «симметричный ответ» на наши действия в Сирии?


 

- «Восток – дело тонкое, Петруха!», — как было точно сказано в картине «Белое солнце пустыни». Чтобы понять конкретно эту ситуацию, надо немножко отмотать время назад.


 

Россия заявила, что до 8,5 тысяч нефтевозов и бензовозов так называемого «Исламского государства» ежесуточно переправляют с территории Сирии в Турцию «черную» теневую нефть, что было подтверждено видеосъемкой с высоты.


 

Что оставалось Эрдогану? Для него сотрудничество с ИГИЛ (ДАИШ) позорно. Поэтому он должен был предъявить «контраргументы». И они тут же последовали от турецкого государственного информационного агентства «Анадолу». Из них следовало, что эта нефть якобы в полном объеме закупается Турцией у северных иракских курдов.


 

У этих курдов после падения режима Саддама Хусейна есть своя автономия и вооруженные силы. Почему нефть идет через территорию Сирии? Здесь тоже нашлось объяснение: якобы потому, что в той части Сирии меньше боевых столкновений, чем в северном Ираке. Так спокойнее осуществлять транзит.


 

Таким образом, не исключено, что часть нефти Турция гонит от иракских курдов, а часть нефти от «Исламского государства». При этом Эрдоган как бы играет и на том, и на другом полях. Это притом, что на протяжении веков Турция проводит геноцид курдского народа. Однако часть северных иракских курдов – сунниты – единоверцы турков.


 

Когда Турция перекинула в Ирак инструкторов и небольшую часть военной техники, иракский премьер Хайдераль-Абади тут же заявил протест Турции. А иракские курды публичного протеста соответственно не заявляли. И тут же турецкое агентство «Анадолу» заявило, что ввод военных делается по согласованию с северными иракскими курдами.


 

Однако, несмотря на это, подавляющее большинство курдского сообщества не приемлет никакого сотрудничества с Турцией. Более того, оно находится во враждебных отношениях с ней. И потому северные иракские курды тоже пока публично не поддержали появление турецкого военного контингента.


 

И тогда, руководствуясь логикой «восток – дело тонкое», Эрдоган заявил, что войска размещены просьбе президента страны Фуада Масума в 2014 году. Президента Турции абсолютно не смутило, что официальные власти выразили протест.


 

Таким образом, получается, что Турция ведет жесткую информационную войну самим фактом ввода в Ирак этого небольшого контингента. Эти инструкторы никакой погоды в военном отношении там не сделают, зато Турция покажет всему миру, что якобы не покупает нефть у ИГИЛ (ДАИШ) и тем самым разозлит Россию, провоцируя ее на неадекватные шаги… К тому же, оказывая сейчас внимание курдам-суннитам иИракскому Курдистану, Турция стремится разрушить единство ненавистного ей курдского освободительного движения.


 

Эрдоган даже принял 9 декабря в Анкаре президента Иракского Курдистана Масуда Барзани, который там прокомментировал российско-турецкий кризис, заявив, что Курдистан стоит в стороне от этого спора, но хотел бы, чтобы две страны нашли общий язык, так как они являются дружественными для Курдистана странами. «Мы так же приветствуем помощь любой стороны, способствующей борьбе с Исламским государством», – сказал он.


 

Что касается недавнего развертывания военного контингента Турции в районе Башика на севере Ирака, Барзани отметил: «Мы не позволим любого нарушения нашего суверенитета, но наша политика такова: мы приветствуем любую страну, которая вступает в борьбу с Исламским государством». Барзани заявил, что ни курды, ни турецкое государство не выиграют от попыток насильственного разрешения противоречий.


 

- С Эрдоганом все понятно. Непонятно, что не так с курдами… Почему они оказались разделенным народом, который не имеет своего государства?


 

- Курдский феномен уникален в глобальном историческом масштабе. Первое упоминание о курдах приходится на IV век до новой эры. Тогда их называли «куртиями». В античных источниках упоминается племя, живущее в горных районах Атропатены или Малой Мидии (северо-запад Ирана и Азербайджан).


 

«Курт» на среднеперсидском наречии означает «скотовод». Курды изначально были скотоводческими или кочевыми племенами. Вообще существует несколько теорий их происхождения. Но наиболее аргументированный взгляд лежит, скорее всего, в плоскости генетики. Ряд генетических анализов, проведенных исследовательскими центрами, свидетельствует о том, что курды даже ближе к евреям, чем семитские племена, живущие рядом с Израилем, то есть арабы, берущие начало от Измаила – сына Авраама более 4 тыс. лет назад.


В V веке до новой эры, как известно, был разрушен Первый иудейский храм. После разрушения Первого иудейского храма и в более поздние времена целый ряд общин покинул территорию Израиля. Курды, в отличие, например, от йеменских евреев, не сохранили язык и веру (хотя среди курдов есть и общины, до сих пор исповедующие иудаизм). И в массе курды, в отличие от иудеев, перемешивались с другими народами. Таким образом, состоялся этот уникальный курдский феномен.


 

Они говорят на четырех языках, которые относятся к иранской языковой группе. Кроме того, есть еще несколько диалектов, которые вообще относятся к другим языковым группам. Таким образом, можно говорить, что народности внутри курдов практически не понимают друг друга. А курдов 40-45 миллионов человек! Это почти сопоставимо с населением Турции, составляющем 75 миллионов.


Курды живут в основном на территориях Ирака, Ирана, Сирии и Турции, а также в России, Азербайджане и Грузии. При этом исповедуют совершенно разные религии. Они исповедуют ислам суннитского толка, ислам шиитского толка, есть также курды, которые исповедуют зороастризм, есть курды, которые являются огнепоклонниками, есть православные курды – потомки выходцев из Византии, есть курды-католики. Есть даже последователи непосредственно одной из древнейших христианских церквей – Курдской церкви. Встречаются курдские иудейские общины.


 

Существует «Рабочая партия Курдистана», члены которой являются марксистами. Таким образом, курды исторически оказались очень своеобычным народом, который находится на Ближнем Востоке в многовековом мусульманском окружении, не имея своего государства. И именно историческая мечта о независимом государстве объединяет курдов.


 

- Простой вопрос. Чего сегодня хотят курды?


 

- Из века в век у них существует две программы. Программа-минимум – иметь автономию и равные права на территории тех государств Ближнего Востока, на которых проживают большие общины курдов. После падения Саддама Хусейна, они, наконец, добились автономии на севере Ирака. Курды хотят иметь такую же автономию в Турции, в Сирии и Иране.


 

Но есть еще программа-максимум. Это собственное курдское государство, что очень непросто, если учесть общую геополитическую ситуацию, а также тот факт, что Турция идет по пути исламизации и даже ищет сейчас общий язык с Катаром и Саудовской Аравией.


 

- На неделе премьер Медведев заявил, что после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС, власти Турции «дали сasus belli» (повод для объявления войны – прим. ред.), но Москва отказалась от симметричных мер. Могут ли курды использовать это в свою пользу? Если да, то, каким образом?


 

- Это, наверное, самый существенный вопрос. Курды с учетом желания иметь свое государство ищут тех, на кого они бы могли опереться. Плюс они имеют по всему Ближнему Востоку около 200 тысяч обученных бойцов, которые умело противостоят ИГИЛ (ДАИШ). До того, как Россия начала 30 сентября военную кампанию в Сирии, именно курды самым активным образом боролись с террористами ИГ.


 

Для России взаимодействие с курдами могло бы стать продуктивным. В том числе – не исключено – и в русле реализации их главной мечты о создании курдского государства. Это государство могло бы стать надежным российским партнером на Ближнем Востоке.


 

Проблема курдов в том, что они пока не могут ни на кого стопроцентно положиться. Даже на Израиль, который, поддерживая курдов с 1950-х годов, в отдельные периоды до появления Эрдогана приносил израильско-курдскую дружбу в жертву мирному сосуществованию с Турцией.


 

Какое-то время назад США помогали курдам, в том числе и в создании иракской курдской автономии, но полностью полагаться на США курдам не приходится, поскольку опять-таки Турция является членом НАТО.


 

Турция, последовательный враг курдского национально-освободительного движения, сейчас ищет контактов с курдами-суннитами, пытаясь тем самым расколоть единство курдов.


 

А Россия могла бы найти в курдах перспективного и серьезного партнера в ближневосточном регионе.


 

- Некоторые эксперты говорят, что места дислокации курдов могут стать хорошей буферной зоной между Сирией и Турцией. Такой как, например, Донбасс… Возможен ли такой поворот событий, и если да, то кому может принадлежать инициатива?


 

- Да, вполне… Только я не стал бы говорить, что по примеру Донбасса. Курдская ситуация немного иная, чем у ДНР и ЛНР. Курдская автономия хотя бы признана официальной иракской властью. Это могло бы быть даже не буферной зоной, а хорошим таким форпостом между Турцией и Сирией, Турцией и Ираком. Ведь только пешмерга (курдские вооруженные силы на севере Ирака) насчитывает 120 тысяч хорошо обученных бойцов.


 

- Да, но разве это допустят Соединенные Штаты и НАТО?


 

- Здесь не исключен такой вариант: если Россия сделает ставку на курдов, а курды пойдут навстречу, США и НАТО так или иначе вынуждены будут с этим считаться.


 

- Ваш прогноз. Как будет развиваться отношения с иракскими курдами?


 

- Тот, кто сумеет найти путь к курдам, безусловно, наберет очки на Ближнем Востоке. В этом смысле у России наибольшие шансы. Если действительно так случится, у курдов может появиться возможность создать свое государство, а позиции РФ на Ближнем Востоке станут еще крепче.


 

Напомним, что 4 декабря Турция развернула группу своих вооруженных сил, включая около 130-и военнослужащих, танки и артиллерию, в лагере курдского ополчения пешмерга, где Анкара тренирует курдских бойцов для атак на город Мосул. Сейчас его контролирует группировка «Исламское государство» (ИГ, также ДАИШ, запрещена в РФ).


 

Позднее МИД Ирака вызвал турецкого посла в Багдаде и потребовал, чтобы Турция немедленно вывела свои войска с северных иракских территорий. Иракское внешнеполитическое ведомство также заявило, что Анкара ввела войска без согласия Багдада, который расценивает этот шаг в качестве «враждебного акта».


Вячеслав Бочкарёв

http://jpgazeta.ru/evgeniy-ben-kurdyi-kto-oni-kak-mogli-byi-vzaimodeystvovat-s-rossiey/

Категория: Аналитика | Просмотров: 233 | Добавил: alexandritch | Теги: Курды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar