Приветствую Вас, Гость
Главная » 2017 » Июнь » 17 » Ливия, возвращение Каддафи.
19:52
Ливия, возвращение Каддафи.

В охваченной войной Ливии повышаются ставки в геополитической игре. На карту возвращаются фигуры, способные изменить расклад сил в противоборстве враждующих сторон. Сторонники Джамахирии вышли на улицы на демонстрацию по случаю возвращения доктора Саифа аль Ислама Муаммар Каддафи из темных тюрем города Зинтан. Бригада «Абу Бакр Ас-Сиддик» освободила из тюрьмы младшего сына Муаммара Каддафи Сейфа аль-Ислама.

Командир бригады «Абу Бакр ас-Сиддик» Аджми Уатара подтвердил, что решение об освобождении было приведено в исполнение на основе указа Министра юстиции Временного правительства. Заместитель министра сообщил на пресс-конференции, что решение об освобождении Каддафи было принято в соответствии с общим законом об амнистии. Батальон «Абу Бакр ас-Сиддик» известен поддержкой операции «Достоинство Ливии» во главе с генералом-майором Хафтаром, которому оказывают поддержку Каир и Абу-Даби.

 

Прежде всего, следует сказать о основных силах контролирующих сегодня бывшую Ливию, и ведущую между собой борьбу.

Палата представителей Ливии – парламент страны, избранный в 2014 году. Известен также как «правительство в Тобруке» из-за того, что в августе 2014 года после захвата ее противниками Триполи Палата депутатов покинула столицу и обосновалась в городе Тобруке на северо-востоке страны. Палату поддерживает Хафтар, армия которого является ее главным ресурсом. В 2015 году Палата назначила Хафтара главнокомандующим вооруженными силами, а в 2016 году присвоила ему звание маршала. Правительство в Тобруке и Хафтар пользуются поддержкой Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Египта, который использовал свои ВВС против противников Палаты. Кроме Тобрука, Хафтар контролирует часть Бенгази – крупнейшего города востока страны (в другой части находятся вооруженные исламистские формирования). Осенью прошлого года он распространил свое влияние на так называемый «нефтяной полумесяц» - район к востоку от города Сирт, богатый нефтью.

 

Правительство национального единства - орган власти, созданный весной 2016 года на основе Схиратского соглашения, заключенного частью политических сил страны при поддержке Совета Безопасности ООН. Сформировано Президентским советом, созданным несколько ранее и принявшим полномочия главы государства Ливии. Совет и правительство возглавляет Фаиз Сарадж. Эти органы заменили Новый Всеобщий национальный конгресс, созданный политиками, не признавшими выборы в Палату. В основном это исламисты, включая «Братьев-мусульман». Их поддерживают Турция, Судан и Катар.

 

ИГИЛ (запрещено в России) – проник в Ливию в 2014 году и противостоит обеим конкурирующим группам ливийских политиков. В 2014-2016 годах контролировал город Сирт - один из ключевых нефтяных центров страны и родину Каддафи.

 

Региональные «милиции», вступающие в ситуативные альянсы с властями в Триполи и Тобруке. Одной из самых влиятельных из них является милиция города Мисраты, которая при поддержке Запада в прошлом году вытеснила ИГИЛ из Сирта. Официально эта милиция признает Президентский совет, но в реальности действует автономно, так как она является светской военной структурой и прохладно относится к исламистам.

 

Освобождение из тюрьмы младшего сына Муаммара Каддафи Сейфа аль-Ислама некоторые аналитики посчитали ослаблением позиций генерала Хафтара. Кстати, в конце декабря 2016 года заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов раскритиковал в интервью Bloomberg News специального представителя генсека ООН в Ливии Мартина Коблера за то, что тот явно сочувствует исламистскому правительству из Триполи. «Мы считаем, что ливийцы должны найти компромисс, чтобы он участвовал в руководстве страной, - заявил видный российский дипломат о Хафтаре. - Он, вне всяких сомнений, ведущая политическая и военная фигура».

 

Руководитель блока «Национального суверенитета» в Палате представителей Халифа ад-Дагари заявил, что время для освобождения Сейфа аль-Ислама Каддафи «неподходящее». Тем более, что это произошло после формирования комитета для диалога в парламенте для проведения переговоров с Высшим государственным советом о внесении поправок в Схиратские соглашения.

 

Бывший член «Политического диалога по Ливии» Ашраф аш-Шух увидел в освобождении Каддафи рост разногласий в лагере «Достоинства» в Зинтане, где находится командующий западным военным округа Идрис Мади, назначенный Хафтаром. Мади настаивал на выдаче сына Каддафи властям восточной Ливии, в то время как командир батальона «Абу Бакр ас-Сиддик» Аджми Уатара его освободил.

 

Впрочем, я бы обратил внимание на следующие факты. Ливийская национальная армия, которой командует Хафтар состоит из бывших военных, служивших в армии Каддафи, боевиков различных повстанческих группировок и разных племен. Тем не менее, как полагают многие эксперты, именно в разнообразии и кроется сила ЛНА: за Хафтара воюют представители почти всей страны. Хафтару удается договариваться.

 

Фельдмаршал Хафтар пытается укрепить свои позиции и активно ищет международную поддержку. В прошлом году он дважды приезжал в Москву. Согласно источникам, знакомым с ходом этих переговоров, ливийский военачальник обращался к президенту России Владимиру Путину и министру обороны Сергею Шойгу с просьбой о поставках оружия и начале военной операции против исламистов, аналогичной той, что проводится в Сирии.

 

Очень многое в современной Ливии зависит от их способности или неспособности договориться между собой. Но. Следует помнить, что Хафтару 74 года. И, вряд ли он успеет объединить Ливию. А за прошедшие шесть лет ливийцы получили возможность ощутить на себе «жизнь после Каддафи» и сравнить с прежней. Да, новая власть проигрывает по всем параметрам: в экономике, в проведении социальной политики, в обеспечении стабильности и безопасности. Сейф аль-Ислам образованный политик – доктор философии, бывший правой рукой отца и пользующийся поддержкой многих ливийцев. Многие сторонники прежнего режима предпочли бы работать с сыном Каддафи.

 

После свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи Запад несколько охладел к Ливии. Несколько бомбардировок американцами и французами группировок ИГИЛ было, прежде всего, защитой Европы от нашествия боевиков, а не спасением ливийцев. Основная задача – остановка амбициозного проекта Каддафи по строительству в Ливии Великой рукотворной реки – была выполнена. «Рукотворная река» призвана была решить проблему продовольствия в Африке на столетия, что никак не входило в планы западных «гуманитариев», которые на поставках продовольствия зарабатывали миллиарды. Кроме того, голод в Африке сдерживал рост населения и развитие африканских государств.

 

Поэтому Ливия на некоторое время была предоставлена Западом сама себе. И, за наследие Каддафи вступили в борьбу государства Ближнего Востока. Особенно рьяно проявила себя Доха. Катар контролировал Центральный банк Ливии и финансировал Братьев-мусульман. Председатель Комитета по ликвидности в Центральном банке Ливии (Байда) Рамзи аль-Аги, обвинилЦентральный банк Ливиии Тарека Юсефа Магарифа, что он агент государства Катар в ЦБЛ(Триполи). Тарик Мухаммед аль-Магариф также является членом Совета арабских банкиров (ABC), чей совет директоров возглавляет Садик Аль Кабир би является главным исполнительным директором и членом Совета попечителей Катарского фонда инициатив, организации, которая обеспечивает профессиональное обучение и помощь молодым предпринимателям для запуса своих проектов в Катаре и в арабском мире.

 

В начале июня 2016 года несколько фракций ливийских боевиков объявили о интеграции в новый блок под названием «Бригада защиты Бенгази» - как силы противостоящей хафтарникам. Бригада защиты Бенгази включала большую группу Аль-Каиды и боевиков ЛИБГ ("Ливийская исламская боевая группа", как утверждается, созданной и финансируемой британской МИ-6). В марте 2017 года пошли обвинения ряда членов "ливийского" "парламента", что Катар и Турция поддерживают боевиков «Бригада защиты Бенгази», которые нападали на территорию Нефтяного полумесяца. Член "президентского" "совета", Али Катрани аль Асфат и Омара Фатхи Маджбари вышли немедленно из так называемого "президентского" "совета" и объявили об этом.

 

То, что Катар недавно был объявлен пособником терроризма, в том числе президентом Трампом, объявленная ему блокада арабскими государствами существенно ослабили позиции Дохи в Ливии.

 

В конце мая командующий Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар обвинил Катар в финансовой поддержке экстремистских группировок, связанных с международной террористической сетью "Аль-Каида" (запрещена в РФ) и действующих на территории североафриканского государства. В заявлении военачальника отмечалось, что Доха рекрутирует представителей отдельных общин соседних (с Ливией) стран в вооруженные террористические отряды, воюющие на ливийской территории.

 

Временное правительство Ливии, имеющее представительство на востоке страны, приняло решение о запрете экспорта ливийской нефти компаниям, которыми владеет Катар. Об этом сообщает пресс-служба кабинета министров, возглавляемого Абдаллой Абдуррахманом ат-Тани. В специальном заявлении отмечается, что эти меры введены из-за "финансовой и идеологической поддержки Катаром террористических организаций, движения "Братья-мусульмане" и экстремистских вооруженных группировок, действующих на территории Ливии". Указывается, в частности, что запрет распространяется на компанию Glencore International AG, имеющую тесные связи с Катарским суверенным фондом.

 

Старший аналитик Европейского Совета по международным отношениям Маттиа Тоальдо считает, что Владимир Путин и Дональд Трамп могут договориться о поддержке Хафтара на почве его борьбы с исламистами и джихадистами. В пользу того, что новый американский президент может поддержать Хафтара, говорит энтузиазм, с которым Трамп встретил заявления о решительной войне с терроризмом египетского президента ас-Сиси.

 

Проект каддафистов по возрождению Джамахирии имеет шанс на сотрудничество с проектом Палаты представителей Ливии. По крайней мере, вокруг главной жизнеспособной силы Ливии – племенной самоорганизации. Сегодня маршал Хафтар действует в Ливии с позиции силы. На востоке племена Киренаики сплотились вокруг Хафтара, который сам относится к западному племени ферджани. Кроме того, его поддерживают племена варфалла и вершефана (они были на стороне Каддафи) из Триполи и его окрестностей и зинтан (выступали против Каддафи) из гор Нафуса у границы с Тунисом. Каддафисты свои надежды связывают с южным регионом Феццан, где пользуется влиянием их военный лидер – генерал Али Кана, при Каддафи он возглавлял южную группировку войск. Кана проводит консультации с местными племенными объединениями, надеясь привлечь их под знамя наследников Каддафи.

 

Объединение Ливии крайне важно для России, как само по себе (со стратегической и экономической точек зрения), так и в контексте ее участия в событиях на Ближнем Востоке. Она выстраивает отношения со светскими лидерами, которые противостоят в своих странах политическому суннитскому исламу. Кроме Хафтара в Ливии это Башар Асад в Сирии, ас-Сиси в Египте, Мишель Аун (христианский генерал и президент, противник суннитского исламизма и союзник шиитской «Хезбаллы») в Ливане.

 

Источники: http://za-kaddafi.org/news , http://новости-мира.ru-an.info/новости/ливия-сын-легендарного-каддафи-возвращается-ставки-растут/ , http://nk.org.ua/geopolitika/seyf-al-islam-kaddafi-oshibka-haftara-ugroza-dlya-novoy-livii-104079 , http://новости-сша.ru-an.info/новости/геополитика-питьевой-воды/ , http://politcom.ru/ , http://tass.ru/ekonomika/4339050

Категория: Аналитика | Просмотров: 274 | Добавил: alexandritch | Теги: Каддафи, питьевая вода, Ливия, Хафтар, Катар | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar